Что делать, если в ЕГРН отсутствуют сведения о праве на недвижимость

 

Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правах на недвижимое имущество и их правообладателях часто является отсутствие волеизъявления собственника объекта недвижимости на регистрацию прав на него.

В связи с тем, что государственная регистрация прав носит заявительный характер, в ЕГРН также отсутствуют сведения и о правах не недвижимость, которые считаются ранее возникшими.

Ранее возникшие права на недвижимое имущество – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, в период, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Но, для подтверждения наличия ранее возникших прав, рекомендуется все-таки внести сведения о них в ЕГРН.

Основным существенным отличием прав на недвижимость, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в ЕГРН отсутствуют), является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Также, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

В целях защиты прав собственников, сведения о правах которых отсутствуют в ЕГРН, Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости).

Мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости проводят органы местного самоуправления Томской области. Центром компетенций в данном вопросе является Управление Росреестра по Томской области.

Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество собственнику нужно обратиться в МФЦ, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю. Можно это сделать и через «Личный кабинет» на сайте Росреестра по электронному адресу https://rosreestr.gov.ru.

Кроме того, с 01.01.2021 в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми, гражданам больше не нужно платить государственную пошлину при регистрации в ЕГРН ранее возникших прав на объекты недвижимости.

С начала реализации Закона о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, т.е. с 29.06.2021 и по 01.04.2022 по заявлениям самих правообладателей Управлением Росреестра по Томской области зарегистрированы ранее возникшие права на 4530 таких объектов, снято с учета 4129 объектов, прекративших свое существование.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости, а также позволяет наполнить ЕГРН контактными данными правообладателей (адресами электронной почты, почтовыми адресами). Это позволит органу регистрации прав оперативно направлять в адрес собственника различные уведомления, в том числе о поступлении обращений на совершение регистрационных действий с его имуществом, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположение границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».

 


 

 

Предостережение как профилактика нарушений

 

Традиционно контрольная (надзорная) деятельность осуществлялась по следующей схеме: выявление нарушения по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, последующее привлечение лица к административной ответственности по факту выявленного нарушения. В таких случаях граждане, привлекаемые к административной ответственности, говорили о том, что они не знали о совершенном нарушении, либо у них отсутствовал умысел на совершение нарушения и высказывали пожелания о том, перед привлечением к административной ответственности граждан, впервые совершивших нарушения, необходимо уведомлять о противоправности их действий. Тем самым, граждане желали заранее знать о том, что их действия противоправные, чтобы иметь возможность прекратить свое противоправное поведение.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий.

Одной из мер профилактики является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить автомойку на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие автомойки.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в этом случае предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Таким образом, предостережение – это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Тем самым, предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности.

Вместе с тем, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 


 

 

Оформить права по  закону о «гаражной амнистии» можно бесплатно

 

Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, и который предоставлен в собственность бесплатно в соответствии с так называемым Законом о «гаражной амнистии», осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок.

При этом решение о бесплатном предоставлении такого земельного участка в собственность гражданину также принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Следовательно, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, как обязанное по закону лицо, выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на гараж и земельный участок под ним.

В части необходимости уплаты государственной пошлины  Министерство финансов Российской  Федерации в своем письме от 09.02.2022 №03-05-04-03/8680 разъяснило, что в случае обращения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления за государственной регистрацией прав на объекты недвижимости в рамках Закона о «гаражной амнистии» государственная пошлина уплачиваться не должна.

 


 

 

Порядок получения невостребованных документов

 

После проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав заявители не всегда успевают вовремя забрать из МФЦ документы, представленные в бумажном виде. Соответственно возникают вопросы - где искать и как получить свои документы?

«После оказания государственной услуги готовые документы в течение 45 календарных дней хранятся в пункте приема-выдачи документов в МФЦ, по месту обращения. Если в течение этого срока заявитель не заберёт документы, то для дальнейшего хранения их направят в архив филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области (Филиал). По состоянию на 1 марта 2022 года Филиалом принято на хранение 23 616 невостребованных документов, за 2021 год заявителям выдано 2 227 документов», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Чтобы получить невостребованные вовремя документы, заявителю, или его законному представителю, необходимо обратиться в Филиал либо МФЦ и подать заявление установленной формы о выдаче невостребованных документов, указав способ получения документов и свой контактный телефон.

Выдача заявителю невостребованных документов может осуществляться следующими способами:

-бесплатно в МФЦ по месту обращения за невостребованными документами;

-бесплатно в Филиале по месту хранения документов;

-за плату курьерской доставкой.

 


 

 

Перечень сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости

 

      Государственный кадастр недвижимости – это федеральный государственный информационный ресурс, систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений, предусмотренных действующим законодательством;.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К основным сведениям относится, например: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), кадастровый номер, описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, основная характеристика сооружения и ее значение, количество этажей, степень готовности, проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование и другое (полный перечень сведений указан в ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" – далее по тексту Федеральный закон).

 Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании таких документов:

-межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади);

-карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

-технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);

-акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);

При осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости с заявлением об осуществлении такого государственного кадастрового учета вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо кадастровый инженер в случаях, установленных Федеральным законом;

По итогам учета изменений выдается Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

К дополнительным сведениям относятся, например: кадастровая стоимость объекта, категория земель, вид (виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, назначение и при наличии наименование здания (сооружения, помещения и т.д.), сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, адрес объекта недвижимости, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута (полный перечень сведений указан в ч.5 ст.8 Федерального закона).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения таких сведений в ЕГРН. В случае, если указанные сведения не внесены в ЕГРН, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в ЕГРН в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Госпошлина за внесение в ЕГРН сведений (изменений в сведения) по заявлению заинтересованного лица, которые не были внесены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, не уплачиваются.

 


 

 

Мероприятия по госгеонадзору, применяемые в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1001 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии» основным объектом федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области геодезии и картографии, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), а также результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования.

Такая деятельность включает в себя геодезические работы по определению координат и высот точек земной поверхности, по определению параметров фигуры Земли, ее гравитационного поля, а также по созданию геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей, работы по созданию специальных и топографических карт и планов.

Поправками в статью 22 Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2021 года геодезические и картографические работы, осуществляемые при градостроительной деятельности, кадастровой деятельности, землеустройстве, недропользовании и их результат не являются предметом федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1001  контрольные функции в области геодезии и картографии осуществляются без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий посредством проведения инспекционного визита, документарной проверки, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездного обследования.

Правительство РФ для поддержки российского бизнеса ввело мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок (кроме некоторых социальных объектов и объектов с большой долей риска) и ограничения на внеплановые.

Таким образом, действия Росреестра в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности в 2022 году ограничатся наблюдением за соблюдением обязательных требований и в случае необходимости выездным обследованием.

 

 


 

 

Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?

 

Сегодня в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержаться сведения о тысячах различных объектах. При этом некоторые из них полуразрушены из-за своей ветхости и не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать – например, были снесены или сгорели. Такие объекты продолжают оставаться налогооблагаемой базой. Их необходимо снимать с государственного кадастрового учёта, а также прекращать на них вещные права, если они были ранее зарегистрированы.

Для снятия с кадастрового учёта объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, правообладатель обращается с заявлением в МФЦ:

- заявление о снятии с учёта объекта недвижимости, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учёта объекта недвижимости и на регистрацию прекращения права собственности на указанный объект, а если у объекта несколько собственников, то заявления подаются всеми правообладателями.

Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности.

- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, указанный документ подготавливается кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта. Он подтверждает, что указанный объект уничтожен.

- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Если права не зарегистрированы в ЕГРН, то дополнительно:

- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы хотите снять с кадастрового учёта.

Для снятия с кадастрового учёта объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости (зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства), прекративших своё существование, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, заинтересованным лицам можно обратиться к специалистам органов местного самоуправления, которые проводят необходимые мероприятия и самостоятельно подают заявление в Росреестр о снятии с государственного кадастрового учёта и акта осмотра такого объекта недвижимости.

Предполагается, что данный упрощенный порядок по снятию с кадастрового учёта, прекративших своё существование объектов недвижимости, на основании подготовленного органами местного самоуправления  акта осмотра такого объекта, позволит правообладателям ранее учтенных объектов недвижимости избежать дополнительных расходов, связанных с обращением к кадастровым инженерам.

 


 

 

Рабочая встреча представителей Управления Росреестра по Томской области и Томской областной нотариальной палаты

 

В начале апреля 2022 года состоялась рабочая встреча представителей Управления Росреестра по Томской области и Томской областной нотариальной палаты по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 №81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» при совершении нотариальных действий и государственной регистрации сделок и прав с недвижимым имуществом.

Участниками встречи в ходе обсуждения Указа достигнуто единообразное понимание  его применения на практике.

Кроме того, сторонами обсуждались вопросы повышения качества оказываемых услуг. В частности, Управлением Росреестра по Томской области обращено внимание на своевременность оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, заявления о чем подаются нотариусами. Намечены совместные мероприятия по недопущению подачи нотариусами заявлений без оплаты государственной пошлины.

 

 


 

У меня есть земля в снт «Рябинка» в п. Светлый и есть свидетельство на право собственности на землю 1996 года, выданное Светленской администрацией. Мой участок не стоит на кадастровом учёте. Как внести сведения о земельном участке?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова

- В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости  сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок.  Такими документами могут быть государственные акты на землю, свидетельства,  постановления и другие документы, подтверждающие предоставление земельного участка до 25.10.2001;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права на земельный участок;

Если есть документы, устанавливающие и (или) подтверждающие права на земельный участок, а также при наличии условия, что такой земельный участок был предоставлен до 25.10.2001, то можно обратиться за внесением сведений о таком ранее учтённом земельном участке.

Обращаем внимание, что с заявлением о внесении сведений о ранее учтённом земельном участке необходимо предоставить заявление о государственной регистрации права собственности.

Предоставить необходимые для внесения сведений в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке можно:

- лично либо через представителя (при наличии нотариальной доверенности), обратившись в  МФЦ. С графиком работы  отделов МФЦ можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru, региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) или официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/).

 

 


 

 

В Томской области растёт количество заявлений, поданных в электронном виде

 

В марте 2022 года на учётно-регистрационные действия в Управление Росреестра по Томской области было подано в общей сложности 13 980 заявлений, из них в электронном виде - 7 442 (53%), за аналогичный период прошлого года в электронном виде было подано 5 484 (42%).

Так, например, число поданных заявлений на регистрацию ипотеки за прошедший месяц составило 1402, из них в электронном виде – 879 (63 %).       Заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве - 577, поданных в форме электронного документа - 462 (80,1%.).

«Достичь показателя удалось за счет проведения рабочих встреч с застройщиками, сокращения сроков государственной регистрации прав до 1 рабочего дня по заявлениям, поданным в электронной форме. Заявителям нет необходимости посещать офисы МФЦ для подачи документов. Электронный формат регистрации не только экономит время, но и снижает финансовые затраты», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 


 

 

Получатели услуг Росреестра смогут воспользоваться консультациями специалистов Росреестра в МФЦ г. Томска и ЗАТО Северск

 

Регистрация прав и кадастровый учет недвижимости, получение сведений из ЕГРН – услуги Росреестра, которые входят в число самых востребованных среди заявителей МФЦ. В 2021 году более 50 % обращений в отделы МФЦ Томской области были связаны с услугами Росреестра.

В настоящее время на территории Томской области прием и выдача документов по результатам оказания большинства государственных услуг осуществляется в офисах МФЦ. В число наиболее востребованных услуг входят: получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подача заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, выдача документов по итогам оказания услуг Росреестра.

Получить услуги Росреестра можно в любом офисе МФЦ (19 отделов) или территориально обособленном подразделении (44 ТОСП) вне зависимости от места нахождения недвижимости. Посмотреть полный список офисов МФЦ, ТОСП с адресами, графиком работы и телефонами, жители области могут на официальном сайте md.tomsk.ru в разделе «Отделы МФЦ».

Для комфорта заявителей филиалы МФЦ работают шесть дней в неделю. Во всех офисах ведется предварительная запись на прием.

«Управление Росреестра по Томской области совместно с МФЦ проработало возможность консультирования посетителей МФЦ по вопросам осуществления Управлением полномочий в учётно-регистрационной сфере посредством сеансов видео-конференц-связи», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

«С 13 апреля 2022 года такой возможностью смогут воспользоваться жители региона, предварительно записавшись на консультацию в МФЦ по Кировскому району г. Томска и ЗАТО Северск. Время проведения консультаций – еженедельно по средам с 15:00 до 17:00», - рассказал Игорь Култаев, директор Томского областного многофункционального центра.

«Сеть офисов МФЦ позволяет жителям региона получать самые разные услуги по принципу «одного окна». Такой подход минимизировал материальные и временные издержки потребителей государственных и муниципальных услуг. Кроме того, в филиалах МФЦ работают отдельные окна для предпринимателей и юридических лиц», - сообщил Виталий Файт, директор филиала Кадастровой палаты.

Для удобства посетителей в МФЦ работает Региональный Центр Телефонного обслуживания, позвонив в который можно получить консультации по комплектности пакетов документов для кадастрового учета и регистрации права, размерам государственной пошлины и пр. Вопросы можно задать по телефонам 8 800-350-08-50, 8 (3822) 602-999.

 


 

 

Электронная закладная

 

Электронная закладная – это бездокументарная ценная бумага, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), которая хранится в депозитарии.

Электронная закладная, как и документарная (бумажная) закладная, содержит сведения о залогодателе и о заемщике по ипотечному кредиту, название кредитного договора с указанием даты и места его заключения, сумму ипотечного кредита и срок ее уплаты, название и описание приобретенного в ипотеку имущества. Вместе с тем помимо указанных и иных обязательных для закладной сведений, электронная закладная должна содержать номер счета депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, номер счета депо номинального держателя (при наличии), наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.

После внесения органом регистрации прав сведений об электронной закладной в регистрационную запись об ипотеке, электронная закладная подписывается УКЭП государственного регистратора и передается на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги. Информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации ипотеки, вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Если ипотека погашена в Росреестре, то необходимости в передаче соответствующих сведений для аннулирования закладной нет (уведомление отправляет сам регистрирующий орган).

До введения в гражданский оборот электронных закладных право залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке удостоверялось документарной закладной, которая оформлялась в форме документа на бумажном носителе. Наличие документарной (бумажной) закладной являлось, пожалуй, основным препятствием для перехода всех ипотечных сделок в электронный формат, поскольку наличие документарной ценной бумаги, перевод в электронную форму которой законом предусмотрен не был, требовало от заявителя необходимости личного обращения в МФЦ, даже если заявления на регистрацию прав и все документы были представлены в  Росреестр  в электронной форме.

Преимущество электронной закладной заключается в возможности оформления электронной закладной и ускорении регистрации залога без дополнительных действий со стороны клиента. Банк сам в электронной форме направляет документы в Росреестр. Таким образом, сторонам ипотечной сделки больше не нужно обращаться в МФЦ лично для того, чтобы сначала сдать документы на государственную регистрацию прав, а затем получить их.

Кроме того, при наличии электронной закладной ускоряется и упрощается и процесс погашения в Росреестре регистрационной записи об ипотеке при погашении ипотечного кредита. Для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи об ипотеке, при условии выдачи электронной закладной, запрашивать бумажную закладную в банке и ожидать ее получения лицам, погасившим ипотечный кредит, теперь не нужно. Поскольку электронная закладная хранится в электронном депозитарии, банк, как законный владелец закладной, самостоятельно обращается в Росреестр с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, а государственный регистратор самостоятельно направляет в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке.

Также преимуществом электронной закладной является тот факт, что в отличие от документарной электронную закладную невозможно потерять, поскольку она хранится в электронной форме в депозитарии. Вероятность ошибки при заполнении электронной закладной также сведена к минимуму, поскольку при заполнении её стандартной формы система просто не пропустит неверные данные.

В результате данных изменений в законодательстве процедура регистрации залога будет происходить гораздо быстрее, а заемщику не потребуется совершать ряд дополнительных действий.

Просмотров: 1052
Источник: Управление Росреестра по Томской области